Kaiser_Wilhelm_II (kaiser_w) wrote,
Kaiser_Wilhelm_II
kaiser_w

Categories:

Апокалипсис сегодня, или Суровые будни Большевика. Как умирают одесские окраины.

Побывал я недавно в самом что ни есть географическом центре Одессы – поселке Большевик. Впечатлений - собой вагон и маленькая тележка, причем даже одного процента хватит для того, чтобы мэр любого европейского города немедленно подал в отставку или застрелился.


Люди начали селиться вдоль Балтской дороги еще в первой половине XIX века, образовав две слободки. Ближняя к морю именовалась Балтовской слободой или Балтовкой, отсюда и местное название Балтской дороги - просто "Балтовская". Вторую слободу населяли суровые отставные солдаты, и называлась она Солдатской слободкой. Сейчас это Жеваховский поселок.

Попасть в поселок Большевик можно или через вечно закрытый железнодорожный переезд на седьмой Пересыпской, или с Окружной дороги, или пешком. Другой дороги сюда нет. Сюрпризы подстерегают нас еще до переезда в виде заброшенного дома с заколоченными окнами первого этажа


За переездом нас подстерегают ветхие остановки общественного транспорта, которые никогда не заменят на модные стеклянные, со схемами маршрутов. Впрочем, общественный транспорт здесь ходит редко. Он представлен автобусом №105, которых ходит два раза в день и его укороченным вариантом, соединяющим поселок Большевик с 7-й Пересыпской. Иногда попадаются пригородные маршрутки. И все… Таксисты, кроме местных мужиков, заслышав, что клиенту нужно куда-то далеко за железнодорожные рельсы, либо отказываются, либо загибают двойной, а то и тройной тариф. Сам переезд – место соприкосновения цивилизаций: магазины, банк, транспорт…


До войны сюда ходил от Ярмарочной площади трамвай маршрута №7, и еще лет десять назад в поселке можно было увидеть старинные бельгийские трамвайные станции. Трамвай ходил не просто так — на левом берегу Хаджибейского лимана планировалось создание еще одного грязевого курорта, подобного Куяльницкому. 1917 год внес свои коррективы — курорт не состоялся, и вместо него построили базу военных гидросамолетов — Гидропорт.

Идем дальше. Встречаем трубу и камыши. По трубе течет вода из Хаджибейского лимана в море. А сверху по этой же трубе жители Большевика ходят на пляж и даже ездят на велосипедах. Сама труба — продолжение канала из лимана в море, построенного во время оккупации, поэтому канал называется Румынским.




Коты здесь мордастые и с извечным вопросом в глазах: «а сосиску взяли?»


Частные дома сохранили доисторические таблички с номерами, которые когда-то светились. Но лампочки перегорели лет …дцать назад, а поменять их некому. К домам можно пройти сквозь монументальные каменные ворота или калитку, рассчитанную явно на хоббитов.


Через задние дворы выходим к центру Большевика, где раскинулось болото и стоит электроподстанция. На болоте то ли живет, то ли не живет местное лох-несское чудовище — человек-свинья. Встречей с этим монстром пугают детей в единственной большевицкой школе. По словам старожилов, чаще всего мутанта замечают по утрам после праздников — ведь когда накануне все хорошо насвинячатся, то с похмелья не только человек-свинья привидеться может, но и, чего доброго, Ктулху…


В центре поселка – самый настоящий музей советской архитектуры под открытым небом. В самый разгар репрессий, в 1937 году, здесь возвели огромный жилой дом в стиле сталинского ампира. Сейчас он в удручающем состоянии — облупившийся фасад, выбитые местами окна, «сопли» телевизионных антенн…




Через дорогу — «хрущевка», в которой уже с десяток лет, как не работает канализация. Но жильцы все равно за нее платят — иначе отключат воду. Дом ведомственный, до его проблем никому нет дела.


Тему сталинской архитектуры продолжает величественное четырехэтажное здание общежития завода «Большевик» — это более ранняя постройка начала 30-х, редкий в наших краях конструктивизм. Пустые оконные рамы в башенке весьма конструктивно сочетаются с металлопластиковыми стеклопакетами.




Даже трансформаторные будки тут со своей эстетикой. Строили такие и при царе, и в сталинские времена. Это вам не безликие бетонные строения современности.


Коммунальных служб здесь нет в принципе. Нет, на бумаге-то они имеются, но работать не работают, а если и работают, то лучше бы не работали вовсе. Давеча случился в поселке такой инцидент.

В доме №40 по Балтской дороге вспыхнул из-за короткого замыкания пожар. Жильцы немедленно вызвали пожарную службу, которая, к слову, среагировала довольно оперативно. Более того, воды и пены на тушение пожарники не пожалели до такой степени, что устроили мини-бассейн на крыше обветшавшего дома. От тяжести пены крыша не выдержала и обрушилась. Больше всего пострадала квартира большевицкого старожила – бабушки Шуры.


- Я была в ужасе, вся вода разлилась по квартире, - рассказывает женщина. - Потом прибежали соседи и все начали вычерпывать эту воду, чтобы и на первом этаже потолок не упал. В общем, еле успели.

Через день на помощь бабуле прибыла бригада коммунальщиков. Они деловито залатали метровый проем в потолке символичным шифером и ….пообещали сделать все остальное «послезавтра». С тех пор их не видели, а бабуля имеет редкую возможность полюбоваться падающим прямо в квартире снегом.

Александра Ивановна обиженно вздыхает: мол, если бы такое произошло где-то в центральной части города, проблему бы обязательно решили, а до Большевика ни у кого руки не доходят…

Осмотрев жилищные условия, мы решили заняться местной сферой услуг. За совдеповской вывеской продмага скрывается столь же совдеповский по обстановке сельмаг. Тут продается все – от продуктов, пива и водки до халатов и тельняшек. Соседняя торговая точка при весьма скромных размерах носит статус торгового центра. А на базарчике – всего один продавец: бабушка с семечками и сигаретами поштучно.




Поселок Большевик раньше славился своей промышленностью. Еще до революции тут появилась куча заводов — маслозавод братьев Трепель, костопальный завод Смита, кожевенные заводы Вайнштейна, Дашевского, Рисмана, обувная фабрика Уманского и даже маленький свечной заводик Балтской церкви. Хотя все это мелочь по сравнению с пробково-линолеумным заводом Викандера и Ларсона, к которому еще в XIX веке подвели железнодорожную ветку. Это предприятие, переименованное после революции в завод «Большевик», и дало название поселку.

Ворота линолеумного завода сами по себе — памятник архитектуры, построены в 1911 году по проекту Христиана Бейтельсбахера. Придя к власти, большевики изгадили ворота мерзкой плиткой. Сейчас ворота стоят облупленные, в одной из арок висит фонарь, который больше никогда не зажжется, а между арками – совдеповские часы, показывающие точное время два раза в сутки.




Сам завод мертв, мертвы и стоящие на его территории машины. Мертвая труба одиноко смотрит в небо. А на космическом снимке видны обрушившиеся цеха.


Тут же магазин линолеума, в котором вам больше никогда не продадут ни метра этого материала.


Перед воротами — рельсы. Они входят в правую арку и зимой теряются в снегу, а летом в бурьяне. Поезд по ним больше никогда не проедет: на переезде с Балтской дорогой пути закатаны в асфальт, а местами прямо на шпалах стоят торговые павильоны. За забором - тот самый дом, где живет бабушка Шура.


Дикие руины, восхваляющие труд — это все, что осталось от фабрики по выделке кожи. Кожи раньше было в избытке — совсем рядом мясоперерабатывающий завод и скотобойни.


Величественное здание с серпасто-молоткастыми колоннами и рухнувшей крышей — местный клуб.


Над пустым окошком кассы висит план зрительного зала с расценками. Но кассира нет, а зрелища появляются после дозы по венам, выкуренного косяка или бульбулятора.


— Мои дети ходили туда в кружки, дочка на балет, сын играл на пианино, - вспоминает жительница поселка Светлана. - Помню, со школы их водили туда на спектакли. Тогда у нас на Большевике была своя культурная жизнь и самодеятельность.


Есть тут и школа — типовая постройка сталинских времен. Рядом - единственный на весь поселок знак пешеходного перехода и телефонный коммутатор. Школа стоит на площади Мичурина. Раньше эта площадь не пустовала, о чем говорят ее старые названия - Воловий рынок и Казацкий базар.


При Советском Союзе на Большевике было целых три детских садика, по уровню своей оснащенности не уступавших любому подобному учреждению в центре города. Тогдашние дети до сих пор с теплом и любовью вспоминают о них. На фото - вход во двор одного из них.


- Я как раз в 1991-м пошла в первый класс, и еще успела походить в наш садик, помню что там было очень хорошо и красиво, - рассказывает большевичка Анастасия. - А как только я пошла в школу, мой садик и остальные резко перестали работать, начали приходить в запустение.

Другой детский садик стоит без окон и дверей, а в третьем расположилась автошкола, где учат водить вовсе не автомобили, а лодки.


Мы переходим по мостику над железной дорогой к улице Атамана Головатого — здесь начинается Балтская дорога и когда-то было пересечение трамвайной и железнодорожной колеи. На этом наше путешествие в район без инфраструктуры, без промышленности, без детских садиков и без хоть какой-то позитивной надежды на будущее заканчивается.

http://timer.od.ua/?p=55732
(c) Kaiser_Wilhelm_II, Надежда Маркевич
Tags: большевик, одесса, поселок большевик, фото
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Дамба Хаджибейского лимана после шторма

    Дамба, удерживающая Хаджибейский лиман, похоже, окончательно износилась. Единственный вариант спасти от катастрофического затопления одесскую…

  • Как открывалась моя фотовыставка

    31 января в Одессе создан "Контент-клуб" - объединение "поставщиков" хороших новостей об Одессе и Одесской области с их…

  • Мои твиты

    Пт, 16:33: Новенький, яркий и динамичный. Одесский трамвай уже постепенно отходит от сложившегося еще в 90-е годы имиджа "лохо……

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

Recent Posts from This Journal

  • Дамба Хаджибейского лимана после шторма

    Дамба, удерживающая Хаджибейский лиман, похоже, окончательно износилась. Единственный вариант спасти от катастрофического затопления одесскую…

  • Как открывалась моя фотовыставка

    31 января в Одессе создан "Контент-клуб" - объединение "поставщиков" хороших новостей об Одессе и Одесской области с их…

  • Мои твиты

    Пт, 16:33: Новенький, яркий и динамичный. Одесский трамвай уже постепенно отходит от сложившегося еще в 90-е годы имиджа "лохо……