Kaiser_Wilhelm_II (kaiser_w) wrote,
Kaiser_Wilhelm_II
kaiser_w

Categories:

Как развивался Одесский порт за 219 лет (карто-косморепортаж)

Продолжаем цикл исследований Одессы. В этот раз под пристальным наблюдением оказался порт, и особенно — динамика его развития, прослеживаемая на старых картах, аэрофотосъемке и современных космических снимках.

1809

1809 год. Одесский порт еще очень молод, но уже видно контуры будущих молов, ограждающих Карантинную и Практическую гавани, а также спрямление берега между ними. На Пересыпи видны ныне не существующие пристани.

1854

1854 год. Полностью построены Практическая и Карантинная гавани, между которыми устроена набережная. К ней спускается Гигантская (Потемкинская) лестница.

1875

1875 год. В порт проложена железная дорога. Напротив лестницы построен Новый мол, на котором ныне расположился морской вокзал. Образовались Новая и Угольная (Каботажная) гавани, прикрытые волноломом. Построена в 1871 г. эстакадная железная дорога длиной 8,5 км для перегрузки зерна из вагонов прямо в трюмы судов.

1894

1894 год. Построена нефтяная гавань, строятся сооружения судостроительных и судоремонтных заводов Беллино-Фендерих.

1917

1917 год. Спрямлено побережье между нефтегаванью и заводом. В нефтегавань проложены железнодорожные пути. В городе красными линиями обозначены линии трамвая.

1931

1931 год. Видно новый волнолом, прикрывающий нефтегавань (частично). Показана железная дорога, тупик которой доходил почти до пляжа Ланжерон. Железнодорожная эстакада разобрана.

1941

Август 1941 г. Немецкая аэрофотосъемка. На снимке обозначен эсминец у Карантинного мола и несколько торговых судов тоннажом от 2000 до 8000 т. Развитие портовой инфраструктуры прослеживается напротив нефтегавани — видно еще один волнолом, закрывающий рейд, а также элеватор на Пересыпи.

2004_05

Май 2004 г. Снимок из программы Google Earth. Портовая береговая инфраструктура полностью сформирована. Видна высотная гостиница на Новом молу у морского вокзала и яхт-клуб. Построены первые две очереди автомобильной эстакады. Площадь Карантинного мола увеличена в 1980-х гг.

2007

2008 г. Снимок из программы Google Earth. Видно, как за счет намыва территории уменьшилась площадь одного из бассейнов у причалов судоремонтного завода (в центре снимка).

2009_06

2009 г. Снимок из программы Google Earth. Видно прокладку еще одной очереди эстакады в Практическую гавань, а также снос стадиона «Черноморец» — перед строительством нового на том же месте.

2010

2010 г. Снимок из программы Google Earth. В районе бывшего судоремонтного завода спрямлена береговая линия, устроены новые перегрузочные комплексы. На месте стадиона «Черноморец» — стройка.

2011_05

Май 2011 г. Снимок из программы Google Earth. Никаких изменений сравнительно с 2010 г. Новый стадион почти достроен. Вот-вот начнется строительство нового контейнерного терминала на Карантинном молу.

2012_02

Февраль 2012 г. Снимок из программы Google Earth. Одесский порт во льдах. Отчетливо видны обледеневшие контуры строящегося контейнерного терминала на Карантинном молу. Стадион «Черноморец» достроен.

2012_06

Июнь 2012 г. Снимок из программы Google Earth. Видна уже построенная на этот момент часть контейнерного терминала на Карантинном молу.

Опубликовано на НОВОСТНИК
Tags: история, карта, картография, краеведение, одесса, порт
Subscribe

  • Мои твиты

    Пт, 16:33: Новенький, яркий и динамичный. Одесский трамвай уже постепенно отходит от сложившегося еще в 90-е годы имиджа "лохо……

  • Мои твиты

    Ср, 12:37: Кличко-Труханову-Садовому-Кернесу-Вилкулу-Буряку-Филатову такой масштаб - не под силу. https://t.co/pb85CMxN4R

  • Мои твиты

    Вт, 14:46: Кто лучше? Палица, Саакашвили, Степанов или Куцый? Субъективно: итоги первых 100 дней руководства Одесской ОГА Макс……

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment