Kaiser_Wilhelm_II (kaiser_w) wrote,
Kaiser_Wilhelm_II
kaiser_w

Categories:

Как появился и растет порт Южный (карто-косморепортаж)

Порт Южный — самый молодой, самый динамичный, самый глубоководный, самый крупный в потенциале портовый комплекс Украины. Решение о строительстве нового порта в Григорьевском (Малом Аджалыкском) лимане было принято в 1973 году, а уже в 1978 г. порт заработал. О том, как развивался и развивается порт, как осваивается побережье Малого Аджалыкского лимана — в моем специальном исследовании на основе топографических карт и космических снимков.

Базисом порта стала перевалка химических грузов и газа — на основе работы Припортового завода и аммиакопровода из Тольятти. Затем порт стал развиваться также с упором на погрузку навалочных грузов — угля, зерновых. В последние несколько лет практически все свободное побережье Малого Аджалыкского лимана было освоено под портовые площади и промзону. А порт Южный стал не только традиционным портом государственной формы собственности, но и крупнейшим в Украине частным портом — в одной акватории успешно работают несколько разных перегрузочных комплексов.

1868

Фрагмент военно-топографической карты 1860-х гг. Лиман полностью отделен от моря песчаным перешейком, по которому проходит дорога из Одессы на Николаев. Из существующих сейчас населенных пунктов есть только село Григорьевка и хутор Булдыновка. Сам лиман — мелководный и пересыхающий, ниже уровня моря.

1953

Американская «шпионская» топографическая карта 1953 г., скомпилированная из советских и немецких топографических карт. Все населенные пункты по берегам лимана на месте — села Григорьевка, Старые и Новые Беляры, Булдынка и Визирка. Хутор Белярский сейчас называется Вороновка. Хутор Шицли прекратил существование во время обороны Одессы в 1941 г. Лиман, как и ранее, отделен от моря, но стал намного более полноводным.

1978

1978 год. Советская топографическая карта. Аджалыкский лиман уже соединен с морем узкой протокой, через которую переброшен мост. Старониколаевская дорога все еще действует, но уже проложена новая дорога — в обход лимана и будущего порта. Ради этого Аджалыкский лиман перекрыли дамбой у Булдынки. Припортовый завод как раз в 1978 году начал работать — производить жидкий азот. Началась перевалка газа в порту на танкеры-газовозы. Уже проложена железная дорога к Припортовому заводу. Также видно дорогу и первые строения будущего города Южный.

1982

Советская топографическая карта за 1982 год. Порт полностью функционирует. Показано соединение акватории лимана с морем через широкий судоходный проход, к которому ведет глубоководный подходной канал. На карте видно инфраструктуру Припортового завода и прилегающих к нему причалов между селами Григорьевка и Новые Беляры. С другого берега лимана видна строящаяся железнодорожная ветка. Сформированы кварталы города Южный, тогда еще ПГТ в подчинении Суворовского района Одессы.

2002_09

2002 год. Космический снимок из программы Google Earth. Порт Южный как государственное предприятие полностью сформировался. Начинает осваиваться под частные перегрузочные комплексы территория в северной части Аджалыкского лимана. Село Григорьевка формально существует, но на самом деле в нем никто не живет. В селе Старые Беляры по данным переписи населения 2001 г. живет 234 человека, населенный пункт со всех сторон зажат портом и железной дорогой.

2006_03

2006 год. Космический снимок из программы Google Earth. Видно, что часть домов села Старые Беляры уже не существует, а территория северного берега Аджалыкского лимана начинает осваиваться под строительство контейнерного терминала и угольного причала.

2007_07

2007 год. Космический снимок из программы Google Earth. Большая часть территории на северном берегу лимана представляет собой стройплощадку будущего частного контейнерного терминала.

2008_10

2008 год. Космический снимок из программы Google Earth. Полным ходом идет формирование причалов угольного и контейнерного терминалов в северной части лимана. Все дома села Старые Беляры снесены.

2009_10

2009 год. Космический снимок из программы Google Earth. Снимок обновлен, сравнительно с 2008 г., только в районе Припортового завода, где никаких изменений нет.

2012_06

2012 год. Космический снимок из программы Google Earth. Все частные перегрузочные комплексы построены и работают. Село Старые Беляры уже физически не существует, но его территория еще не освоена под портовые мощности.

2013_03

2013 год. Космический снимок из программы Google Earth. Без изменений сравнительно с 2012 г.

Опубликовано на НОВОСТНИК
Tags: карта, краеведение, южный
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments