Kaiser_Wilhelm_II (kaiser_w) wrote,
Kaiser_Wilhelm_II
kaiser_w

Categories:

Прогрессивные иудеи Одессы: женщина-раввин и молитвы под гитару

Недавно я пообщался с очень интересными людьми – общиной прогрессивного или реформистского иудаизма «Иману-Эль». Община эта весьма экзотична – хотя бы потому, что ее раввин – женщина. Да и в остальном у них немало отличий от того иудаизма, который мы представляем себе. Взять хотя бы то, что молитвы у них происходят под музыку.
001

Начинаем мы с разговора с раввином-интерном Юлией Грис — одной из очень немногих женщин-раввинов в нашей стране. Родилась она в Брянске, работала школьным учителем — в младших классах, затем преподавала математику.

Иману-Эль1

«Когда мне было 13 лет, моя подруга рассказала, что в нашем городе появилась еврейская школа. Неофициальная, разумеется — это был конец 80-х еще. И она попросила мою маму, достаточно молодую, современную, восприимчивую к разным идеям, поговорить с ее мамой — женщиной уже в возрасте и достаточно консервативной. Мамы поговорили — и мы начали еврейское образование. А уже в 15 я преподавала в еврейской воскресной школе. К нам приехал раввин, самый настоящий, ортодоксальный, в черном пиджаке, в шляпе. И он как-то сказал, что я умная и далеко пойду — может быть, даже стану женой раввина. «Но как так?» — подумала я,- «разве это мой потолок?» К этому времени я уже знала о иудеях-реформистах с их равноправием полов. Затем работала в различных еврейских организациях Брянска, в Сибири, с 2000 года, буквально через пару месяцев после основания, начала работать в одесской общине. Училась в Лондоне на раввина — и уже в таком статусе вернулась в Одессу.» — рассказывает Юлия.

blockquote3

Прогрессивные иудеи ведут свою историю с середины XIX века или даже с конца XVIII-го, с времени промышленной революции, аболиционизма и борьбы за права женщин.

Иману-Эль2

«Важен принцип – середина 19 столетия, в Америке происходит удивительная вещь – женщины выходят с кастрюлями и борются за свои права. Иудаизм это учел — впервые женщина могла стать раввином. На что ортодоксальный еврей говорит, что женщине не нужно быть раввином, ведь, согласно иудаизму, она выше мужчины – у мужчины 613 заповедей, а у женщины всего 3. На что реформ. иудаизм отвечает ортодоксальному: все правильно, но надо дать это право.» — говорит духовный лидер общины Владимир Торчинский.

blockquote3

Рождение как прогрессивного, так и хасидского направления иудаизма Владимир напрямую связывает с социальными изменениями в еврействе – с тем временем, когда открываются стены средневековых гетто. И евреи, веками привыкшие жить в своем замкнутом мире, с удивлением узнают об окружающем их мире, в котором, как ни странно, синее небо, цветут цветы и радуются люди.




«В разных странах, в зависимости от их жизненного уклада, зарождались разные течения. В Западной Европе, в Германии родился прогрессивный или, как мы его еще называем, интеллектуальный иудаизм. А Восточная Европа, разделенная между Речью Посполитой и Россией, родила хасидизм»,



OLYMPUS DIGITAL CAMERA

«Есть некий учитель, вокруг него люди — его ученики. Он рассказывает людям, он говорит с ними на понятном им языке. Возникновение хасидизма в первую очередь было рассчитано но средний класс и на низший класс. Потому что только верхний класс были ученые евреи: Виленский гаон, литвацкие хасиды. И вот эти самые ученые евреи во времена возникновения хасидизма (XVIII в. – ред.) наложили на него проклятие – негоже, дескать, говорить простым языком о возвышенном. проходит сто лет, эпоха просвещения. Евреи жили в гетто – государство в государстве. Со временем для евреев в гетто стало проблемой найти работу, хоть какую-то. Община решала огромный спектр религиозных и социальных вопросов. Человеку община предоставляла массу услуг от рождения и до смерти. Община жила за пожертвование. Когда стенки гетто открываются, евреи уравниваются в правах, евреи выходят и понимают, что они «пасут задних». Католицизм 19 столетия и иудаизм местечковый, почти на уровне 16 столетия — это две большие разницы.» — говорит Владимир, объясняя причины возникновения различных течений иудаизма пару веков назад.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Иудаизм никогда не был однороден, и никогда не стоял не одном месте. Не зря есть такая поговорка: «где два еврея, там три мнения». Всегда были разные взгляды на иудаизм, но есть негласный закон – все, кроме существования Бога, очень спорно. Религия времен Авраама и религия времен Давида существенно отличались друг от друга. Разные эпохи, разные течения. Но никогда не существовало центральной религии, были определенные источники, от которых все отталкивалось: письменная Тора и устная Тора, которую записывали во времена, когда уже не существовало государства, фактически — Талмуд. Люди читают одно и то же, но трактуют по-разному. Правда, это не значит, что те или иные евреи думают неправильно.

Течения делятся в зависимости от того, как именно верят люди: что было получено на горе Синай, а что было даровано Богом в другое время. Если вы говорите о 10 заповедях, то вы реформист. Если человек верит, что Тора была дарована целиком. Тут Владимир рассказывает анекдот:




«Решил Бог подарить кому-то Тору. Подходит к украинцу. Тот: а свинину можно? – Нет, нелья. Подходит к французу, а тот, мол, прелюбодеяния нельзя, женщин нужно, чтобы было много. К еврею: возьмете Тору? – А бесплатно? – Да. – Давай две!»



Так возникает Галаха – еврейский закон. Согласно ей, евреем считается тот, у кого мама еврей как и тот, кто прошел гиюр согласно галахе. Возникает курьезная ведь – Рабинович Абрам Моисеевич будет русский, потому что у него мама русская. а Иванов Иван Иванович, у которого мама еврейка – совершенный еврей. «Это проблема: кого считать евреем. Вот такого Рабиновича Абрама Моисеевича при Гитлере первым бы расстреляли. А Иванов мог бы скрыться.» — подчеркивает Владимир Торчинский.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

И вот здесь начинаются другие особенности прогрессивных иудеев, которые не ограничиваются полным равноправием женщин. Евреем считается тот, кто с этим согласен. Тот, у кого кто-то из родителей еврей. И тот, кто имеет право на репатриацию согласно законам государства Израиль.




«В первую очередь еврей — это тот, кто получил еврейское воспитание, еврейское образование. А законы Израиля — это своего рода обратная калька гитлеровской Германии, где евреев до третьего колена уничтожали. Сейчас Израиль предоставляет всем, у кого есть еврейская кровь в роду — отцы, матери, дедушки, бабушки, прадеды и прабабушки — право на эмиграцию» — добавляет Юлия Грис.



Прогрессивные иудеи обычно не отличаются по одежде от обычных граждан. Дело в том, что традиционная библейская одежда продиктована тогдашними климатическими особенностями жизни в пустыне и полупустыне и вполне нормальна для своего времени. А черные лапсердаки и шляпы хасидов – это уже традиция XVIII века, позаимствованная от знати того времени с адаптацией под иудаизм.

Прогрессивные иудеи считают, что все, что делает человек за пределами синагоги – это его личная ответственность. Реформисты относятся намного более серьезно к первой группе заповедей, касающейся прямых отношений человека с законом и нарушение которых влечет за собой уголовное наказание. А вот вторая и третья группы о внешних отличиях (например, об одежде) и о не совсем понятных вещах (например, в Торе написано, что нельзя чтобы шерсть и лен были вместе). Ортодоксальные же иудеи отосятся одинаково серьезно ко всем трем группам.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Община Иману-Эль существует в Одессе с 2000 года. Она насчитывает более 300 человек. Не все из них постоянно приходят — есть как люди общины, воспитанные в ней с детства, а есть и «евреи раз в году», приходящие лишь по большим праздникам.




«Иногда приходит до 80 человек, и в зале яблоку негде упасть, а иногда, как сейчас, когда дождь идет, едва десяток наберется. Евреи – это семья. Мы боремся за то, чтобы в общину приходили семьи.» — говорит Владимир.



В общине работает воскресная школа для детей от 6 до 13 лет.




«Начинается заниятие с шахарита – утренней службы. потом разговор о недельной главе. С позиции, что такое любовь, что такое дружба – на этом уровне изучаем Тору. В рамках школы актёрское мастерство. Изучаем ЖЗЕ — жизнь замечательных евреев. О ярких людях. Вот кем считать Владимира Высоцкого? Поэт – русский, артист – советский, а если брать происхождение по крови, то у него были еврейские корни.» — рассказывает Владимир Торчинский.



Юноши и девушки от 14 до 27 лет – аудитория молодежного клуба, он пока в стадии развития. Существует шахматный кружок, теннисный кружок. Есть женский клуб, где говорят не только на духовные темы. Существует литературный кружок – председатель общины Виктор Зонис – журналист и писатель. В помещении общины регулярно проходят художественные и фотовыставки. Кроме того, община издает ежемесячную газету.
OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA


Опубликовано на НОВОСТНИК

Tags: иудеи, иудейство, одесса, фото
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments